Вопросы подготовки и согласования технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых

Исходя из сложившейся практики, наиболее часто встречающийся вопрос при подготовке проектной документации на пользование недрами заключается в необходимости проведения ее государственной экспертизы, особенно актуален этот вопрос для объектов открытых горных работ с применением буровзрывных работ.  Данное мнение возникло вследствие неправильного толкования понятий Градостроительного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 29.12.2004г №190-ФЗ, в действующей редакции) и закона РФ от 21.02.1992г №2395-1 «О Недрах» (в действующей редакции).

Вследствие этого, часто заказчик требует разработку проектной документации на объект ведения горных работ, как на объект капитального строительства в составе определённым постановлением правительства №87 от 16.02.2008 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

Итак, попробуем разобраться более детально в данном вопросе.

Необходимость разработки проектной документации на пользование недрами обусловлена статьей 23_2 закона РФ от 21.02.1992г №2395-1 «О Недрах» (в действующей редакции):

            «Разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами».*23_2.1).

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 459-ФЗ)

            «Технические проекты и вносимые в них изменения до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители органов государственного горного надзора и органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды, в отношении участков недр местного значения - с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации». (Часть дополнительно включена с 11 января 2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 228-ФЗ)

            «Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами» (часть дополнительно включена с 11 января 2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ). *23_2.3)

Подготовка и согласование проектной документации, связанной с пользованием участками недр осуществляется на основании постановления от 3 марта 2010 года N 118 «Об утверждении Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами» (с изменениями на 26 декабря 2014 года)

Структура и оформление проектной документации должны соответствовать приказу Минприроды РФ от 25 июня 2010 года N 218 «Об утверждении требований к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, ликвидацию и консервацию горных выработок и первичную переработку минерального сырья».

Исходя из приведенных выше нормативных документов следует, что проектная документация на пользование недрами подлежит согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители органов государственного горного надзора и органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды, в отношении участков недр местного значения - с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

Но тут же возникает противоречие в виде п.3_4 ст.49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 29.12.2004г №190-ФЗ, в действующей редакции) в соответствии с которой, подлежит государственной экспертизе и, следовательно, должна выполняться в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности, проектная документация на опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых, проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I-V классов опасности.

Для месторождений общераспространенных полезных ископаемых, разрабатываемых без применения взрывных работ все предельно понятно- проектная документация государственной экспертизе не подлежит и выполняется в соответствие с приказом Минприроды РФ от 25 июня 2010 года N 218 «Об утверждении требований к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, ликвидацию и консервацию горных выработок и первичную переработку минерального сырья». Кроме того, такая документация не подлежит и экспертизе промышленной безопасности на основании Федерального закона № 22-ФЗ от 04 марта 2013 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п .14 д) в соответствии с которым, пункт 5 Федерального закона №116-ФЗ от 21.07.1997г "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" изложен в следующей редакции:

"5) ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых;"

Но как тогда трактовать п.3_4 ст.49 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к карьерам общераспространённых полезных ископаемых с применением буроввзрывных работ?

            Данный вопрос долго оставался бы открытым, если бы не было опубликовано письмо от 7 ноября 2013 года N ВП-04-30/12958 Федерального агентства по недропользованию Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, дающее разъяснения, в соответствии с которым:

«Технические проекты разработки месторождений полезных ископаемых не являются проектной документацией на строительство, капитальный ремонт, техническое перевооружение или реконструкцию объектов, таким образом, к ним не применяются требования законодательства Российской Федерации, регулирующие отношения, связанные со строительством или созданием, реконструкцией, техническим перевооружением объектов, в том числе опасных. Разделы технических проектов на разработку месторождений твердых полезных ископаемых и иных видов пользования недрами, в которых содержится анализ решений, связанных с капитальным строительством, приводятся для обеспечения возможности комплексного анализа технических и технологических решений, связанных с пользованием недрами.

С учетом вышеизложенного, в настоящее время при согласовании в Комиссии Роснедра проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, подготовленной в строгом соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 25.06.2010 N 218, к ним не могут быть применены требования о представлении копий заключений государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственной экологической экспертизы, экспертизы промышленной безопасности, поскольку законодательством Российской Федерации не предусмотрены случаи, в которых необходимо получение таких экспертиз для технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых, как не установлено и соответствующего порядка прохождения таких экспертиз для указанных проектов.

…К отношениям, связанным с капитальным строительством (в том числе, к строительству объектов инфраструктуры горнодобывающей промышленности) применяется законодательство Российской Федерации о градостроительной деятельности.

…В случае представления на согласование в Роснедра технического проекта разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр в составе проектной документации на капитальное строительство, в соответствии с пп."в" п.16 "Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118, к такой проектной документации должны быть приложены заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственной экологической экспертизы, экспертизы промышленной безопасности»

Таким образом, можно сделать следующие основные выводы:

  1. Технические проекты разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых без применения буровзрывных работ государственной экспертизе проектной документации не подлежат на основании п.3_4 ст.49 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Экспертиза промышленной безопасности для таких объектов так же не требуется, в соответствии с пунктом 5 Федерального закона №116-ФЗ от 21.07.1997г "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (в действующей редакции).
  1. Технические проекты разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых с применением буровзрывных работ, не имеющие в своей инфраструктуре объекты капитального строительства,  на основании письма от 7 ноября 2013 года N ВП-04-30/12958 Федерального агентства по недропользованию Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации государственной экспертизе проектной документации не подлежат, но для таких объектов обязательна необходима экспертиза промышленной безопасности на основании пункта 5 Федерального закона №116-ФЗ от 21.07.1997г "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" ( В действующей редакции).

Так же следует обратить особое внимание, что в случае размещения объектов капитального строительства, например, постоянных складов взрывчатых веществ, постоянных железных или автомобильных дорог, или же иному строительству объектов инфраструктуры горнодобывающей промышленности применяется законодательство Российской Федерации о градостроительной деятельности в соответствии с которым государственная экспертиза проектной документации необходима.

 

ООО «ДОРГЕОПРОЕКТ»

(499) 393-38-36

       www.dorgeoproekt.ru

dorgeoproekt@bk.ru

 

 

Категория: Проектирование карьеров | Добавил: tim-dmitriy (20.01.2016)
Просмотров: 5366 | Рейтинг: 4.0/3